Применение газовой сварки

В 1929 году электрической дугой начали сваривать днищевые балки танкеров, а позже — судовые трубопроводы. Дуге было оказано достаточно высокое доверие. Однако у конструкторов, производственников и эксплуатационников оставались сомнения в качестве и надежности сварных конструкций, несмотря на то, что во многих лабораториях страны и за рубежом были получены положительные результаты при испытании сварных узлов.

Начались натурные испытания целых конструкций, соединенных из отдельных элементов различными способами. На Бежицком заводе в Брянске сделали три вагона: клепаный и сваренные газом и электрической дугой. В процессе работы было установлено, что газовая сварка занимает в два раза больше времени, чем клепка, и от нее сразу отказались. На испытании остались два способа соединения, и хотя клепаный вагон был в 1,5 раза тяжелее, сторонники клепки считали, что он намного прочнее сварного и что сварной не выдержит тех динамических нагрузок, которые возникают при движении с большими скоростями.

Спор был разрешен неожиданно просто. Вагоны разогнали и ударили друг о друга. Оба вагона выдержали удар, сварной оказался не менее прочным. Более того, заклепки расшатались, некоторые были срезаны, тогда как на сварном не оказалось даже трещин. Вагоностроительные заводы начали переходить на сварку сначала товарных, а потом и пассажирских вагонов.